Зачем нужна обязательная маркировка
Что такое маркировка и почему она необходима любому, даже самому маленькому бизнесу?
В России действует обязательная маркировка для производителей, импортеров и продавцов ряда товаров. В этой статье мы расскажем о том, что такое маркировка, о перечне товаров, которые уже подлежат обязательной маркировке и которые в скором времени должны будут маркироваться, а также об ответственности за отсутствие маркировки.
Что такое маркировка?
Маркировка – это контрольно-идентификационный знак, или КиЗ, который размещается на товаре оператором системы маркировки. Маркировку может наносить только центр развития перспективных технологий. Маркировка содержит в себе сведения о товаре – это страна происхождения, производитель, основные характеристики, цвет, размер и модель товара.
Зачем нужна маркировка?
В России много подделок, очень большое количество товаров ввозят в страну незаконно. Тот, кто занимается ввозом в страну контрафактной продукции, не проходит проверки и не контролируется ни в производстве, ни в качестве сырья. Это значит, что государство не знает ничего про производителя этого контрафакта и не может контролировать качество товара. В итоге покупатели тратят деньги на некачественный, а зачастую и вовсе на поддельный товар.
Как это работает?
Ставить маркировку на товар обязан производитель или импортер при ввозе товара в Россию, иначе товар будет считаться контрафактным, то есть, ввезённым незаконно. После ввоза промаркированного товара, каждый участник торговой цепи должен отсканировать маркировку, чтобы отправить данные о товаре в товароучетную систему. Таким образом появляется возможность отследить всю цепочку купли и продажи данного товара. Цепочка получается примерно такая: производитель или импортер маркирует свой товар и отправляет в Россию партию с этим товаром крупному оптовому покупателю, тот в свою очередь должен будет при приёмке товара отсканировать все коды и подтвердить получение товара. Далее оптовик продает розничным магазинам товар и те тоже должны будут считать коды при приёме товара и занести его в систему. После того, как розничный продавец продаёт товар конечному покупателю, он пробивает товар через систему онлайн-касс, где данные о товаре передаются в систему, которая снимает товар с учёта после продажи.
Какие товары подлежат обязательной процедуре маркировке?
- молочная продукция;
- упакованная вода;
- лекарства;
- табак;
- товары легкой промышленности;
- обувь;
- шубы;
- духи и туалетная вода;
- шины и покрышки;
- фотоаппараты и лампы-вспышки.
С каждым годом этот перечень будет пополняться, поэтому существуют так называемые пилотные проекты — это категории товаров, на которые планируется ввести обязательную маркировку в ближайшее время, но пока этого еще не случилось, вот этот перечень:
биологически активные добавки к пище
пиво и слабоалкогольные напитки
антисептики
велосипеды
кресла-коляски
медицинские изделия
К 2024 году правительство планирует ввести обязательную маркировку каждого вида товаров, поэтому лучшим решением для бизнеса станет решение начать маркировать товары уже сейчас, даже если они еще не попали в перечень обязательной маркировки.
Что будет, если не маркировать товар?
За продажу продукции из перечня обязательной маркировки без кода должностному лицу и бизнесу грозит штраф и конфискация товара.
Согласно ст. 15.12 КоАП, продажа, перевозка и производство немаркированной продукции грозит штрафом от 5 до 10 тысяч рублей (для частного предпринимателя). Для юридического лица — от 50 до 300 тысяч рублей. Все немаркированные изделия будут конфискованы.
Административная ответственность может перерасти даже в уголовную, если стоимость товаров без маркировки превысит 1,5 миллионов рублей. Согласно ст. ч. 1 ст. 171.1 УК, виновному грозит лишение свободы до 3 лет со штрафом 80 тысяч рублей.